Рай на земле

Деревня с красивым названием «Анютино», была отделена в 1830 году от слободы Пестравка и пожалована генерал-майору Палицину. Это селение продолжительное время носило название Раздольное. Его образовали донские казаки, возможно, из станицы Зимовской, т.е., которые проезжали со Степаном Разиным или Емельяном Пугачевым. Потому в селе жило 11 семей с фамилией Пугачев, кроме того, было семь семей Булычевых, 4 семьи Карновых и три семьи Фунтиковых.

Село располагалось в глубокой глуши, отрезанное от больших дорог, но место здесь было богатое.
Генерал продал имение в 1879 году титулярной советнице П.И. Семеновой-Ухтомской, которая переименовала деревню в честь своей мамы Анны Федоровны Ухтомской, назвав ее Анютино.
Деревня имела 27 дворов, в которых проживало 99 человек мужского пола и 85 человек женского. Земли было у хозяина 234 десятины.
В свое время генерал Палицин оставил в долах растущий лес и не дал вырубать дубравы. В 1861 году он посадил сад и построил водохранилище, которое никогда не размывалось и данный сад поливался при помощи сделанной им оросительной системы. В те годы Анютино называли райским уголком земли.
Жители деревни жили привольно. Хозяева заботились о них. Каждый человек здесь имел свое конкретное дело. Одни выращивали хлеб на полях, другие – ухаживали за скотом, третьи – обслуживали хозяев на дому, четвертые — в саду и на огородной плантации, где вели заготовку овощей и фруктов на зиму.
Хозяин имел огромные врытые в косогор овощные хранилища, из которых кормил свою семью, а излишки реализовывал в слободе Пестравка, где у него была своя торговая лавка.
Палицин любил искусство, сам играл на трех инструментах: скрипке, гармонии и медной трубе, прекрасно пел. По его предложению в саду была сделана крытая эстрада, на которой летом в праздничные или воскресные дни он играл, а все желающие с ним пели, отдыхали вместе с хозяином.
Но когда Семенова-Ухтомская, советница царского двора купила имение, то жителей села стали держать в строгости. Она постановила обязательное посещение церкви по воскресеньям и престольным праздникам. В Пестравке имела свой постоялый двор, если кто оставался в церкви на всенощную, то они оставались на этом постоялом дворе.
(По страницам книги Ф. БАКАЙ «Зори пестравских степей»).