Не хлебом единым

Голодовка 1872-1873 годов унесла очень много человеческих жизней
в селах наших волостей. С весны горячие суховеи сжигали посевы и травы. В городах даже полив не помогал.
Л.Н. Толстой в своем письме, напечатанном в 1873 году в газете «Московские новости» писал: «Страшно подумать о том бедствии, которое ожидает население большей части Самарской губернии,
если не будет выдана ему государственная или общественная помощь». Но не успев забыть голодные 1872-1873 годы, в 1891 году засуха опять погубила урожай почти всей губернии. Население сел еще больше обнищало, некоторые семьи, не выдержав испытаний, поспешно покидали свои обжитые места, отправлялись на заработки в город, в Западную Сибирь и другие места.
В 1881 году наши крестьяне вынуждены были сдавать свою издольную землю купцам: Шихобалову, Курлиной, Медведеву, Чембулатову, Хохлачеву. В этот год поля выгорели, многие крестьяне не имели запасов сельхозпродуктов, как и имущества, чтобы продать его на пропитание. Был один выход — отдать свой участок земли и
выжить до лета.
«Самарские губернские ведомости» от 16 февраля 1882 года писали: «Засуха в степном Заволжье сильно увеличила количество батраков, появилась избыточная рабочая сила у купцов Шихобалова и Курлиной. Так, в Телешовке и Тяглом Озере каждая третья семья — батраки». Многие молодые мужчины двинулись на заработки к рыбакам на Волгу и в города.
Вместе с тем, хуторская система земледелия прививалась плохо. В период Столыпинской реформы перешли на этот вид земледелия только 38 зажиточных семей: в Пестравке — 7, Высоком — 6, Тяглом Озере – 3, Марьевке — 4, Мостах — 4, Карловке — 3, Ломовке — 3, Телешовке -2, Кирсановке — 3, Михайло-Овсянке — 4. Особенно усилилась продажа земли и уход крестьян в город в начале нового столетия. Только в Михайло-Овсянке с 1907 по 1910 годы продали свои наделы 26 хозяйств, всего в волостях 123 двора продали часть своих земель зажиточным крестьянам, а сами пошли в батраки.
В Высоком братья Егор и Терентий Ермолаевы скупили земли у бедняков (более 300 десятин). Им нарезали землю в Осиновке, где они взяли в аренду землю у купцов Хохлачева и Шихобалова.
В Столыпинскую реформу образовались хутора: Попово, М. Бокаево,
Цыгановых, Столыпино, Печенский, Плаксин, Семеновский, Полянский, Ощенков, Березовский, Петровский.
Одни богатели, другие жители сел катились все дальше в нищету. В народе назревал социальный взрыв.
(По страницам книги Ф. БАКАЙ «Зори пестравских степей»)