Воевал не за ордена
Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной Войны, но это не значит, что в нашей памяти исчезли имена защитников нашей страны. Глядя на ветеранов и тружеников тыла, которых остались уже единицы, читается вся война… В их глазах можно увидеть ту боль и страх, что они испытали. Боль, благодаря которой, все мы сейчас живем.
Как досталась им Победа? Сколько слез и пота они пролили, сражаясь в боях и трудясь в тылу? Как они все это пережили, перестрадали? Сейчас трудно и страшно даже представить… Именно поэтому мы не имеем права забывать подвиги наших предков. Сегодня нам хотелось бы рассказать о славном боевом пути защитника Отечества, уроженце села Пестравка Николае Сергеевиче СКУПЧЕНКО.
Для участника Великой Отечественной войны 9 мая — двойной праздник. Это день Великой Победы и его день рождения. После окончания школы он сразу же осуществил свою мечту — окончил краткосрочные курсы шоферов и с удовольствием крутил «баранку». Но как известно, известие о нападении фашистской Германии на нашу страну, стремительно поменяло не только планы, но и жизнь всех. 3 августа 1942 года молодому пестрачанину была вручена повестка на фронт.
С августа по декабрь 1942 года Николай являлся курсантом Могилевского технического училища, а уже в феврале 1943 года был назначен командиром отделения разведроты.
Шли тяжелые бои, фашисты не хотели сдавать своих позиций, нашим бойцам приходилось воевать буквально за каждую пядь земли. Иногда за день отбивали по нескольку атак врага. «В одном из таких боев в атаку вступили наши танки и прямо недалеко от нашего окопа, точным вражеским попаданием снаряда загорелся советский танк, – вспоминал о войне Скупченко. – Несмотря на шквалистый огонь противника, мы вместе с другими стали помогать нашим ребятам выбираться из полыхающего огнем танка. И только мы добрались до окопа, как в стальную машину угодил еще один снаряд. Всего несколько секунд отделило нас от неминуемой смерти».
А сколько таких случаев было за годы войны на пути бравого солдата, уже никто никогда не скажет, да честно говоря, их никто и не считал. Остался после боя жив — значит хорошо!
Разведчикам на фронте приходилось нелегко. И в зной под палящим солнцем, изнемогая от жажды, и в крепкий мороз, укрывшись плащ-палаткой от свирепой метели, им приходилось часами выслеживать расположение врага, его передвижения, составлять план боевых точек фашистов и оперативно передавать необходимые данные в штаб. В 1943 году Николай Сергеевич в одном из боев был ранен, после лечения в госпитале вновь вернулся на фронт.
Из архивной справки: «Разведчик Скупченко Н.С., находясь на передовом наблюдательном пункте, шел в боевых порядках пехоты. При прорыве обороны противника в районе Макув с 14 по 17 января 1945 года одним из первых ворвался в первую траншею противника, гранатой убил 2-х немцев, отстреливающихся из блиндажа. Вместе с ефрейтором Федякиным захватили немецкого офицера и 3-х солдат с радиостанцией, корректировавших огонь артиллерии из передовой траншеи. За проявленный героизм и отвагу рядовой Скупченко достоин Правительственной награды – ордена Славы III-ей степени. Командир батареи капитан Карташов. 27 января 1945 г.». Как выяснилось чуть позже, у взятого «языка» находились очень важные документы, указывающие расположение наших частей. Из архивной справки: «Рядовой Скупченко Н.С. во время наступления наших войск на косе Фриш-Нарунг проявил исключительное мужество и геройство. 5 и 6 мая сего года в районе деревни Шотлад, находясь на переднем наблюдательном пункте командующего артиллерии корпуса, выполнял боевое задание по разведке передового края противника и его огневых точек. При наблюдении был обстрелян и получил ранение, но с поля боя не ушел и продолжал выполнять задание. Он обнаружил две противотанковые пушки на прямой наводке и несколько пулеметных точек противника, мешавших продвижению нашей пехоте. Передав место нахождения этих огневых точек на наш командный пункт, тем самым, дал возможность артбатареям подавить эти огневые точки и продвинуться быстро вперед. Товарищ Скупченко за проявленное геройство достоин Правительственной награды – ордена Славы II-
ой степени. Командир батареи капитан Карташов. 10 февраля 1945 г.».
Чуть позже еще одна награда нашла бравого солдата — орден Славы II-ой cтепени. Вот так случилось, что у Николая Сергеевича было два равнозначных ордена. По всей видимости, произошла какая-то ошибка в документах, но ветеран войны всегда с улыбкой говорил, что воевал он не за ордена, а за Родину и будущее своих детей.
После войны Скупченко всю жизнь проработал водителем, большую часть — в районом Доме культуры. Трудно сосчитать сколько сотен километров он исколесил по полевым дорогам с агитбригадой, которая выступала перед трудовыми коллективами прямо в поле или на ферме. Его добросовестный труд отмечен многочисленными почетными грамотами. Он был не только хорошим работником, но и прекрасным семьянином, заботливым отцом. Его дочери О.Н. ГУБАНОВА и А.Н. ЛЕЛЮХ и сегодня с благодарностью вспоминают о своем детстве, где отец был для них во всем примером. Он шил им нарядные платья, возил на концерты и ледовые представления, брал на рыбалку и даже разрешал управлять моторной лодкой. Все их детство было неразрывно связано с ним.
Давно уже нет в живых участника Великой Отечественной войны и несмотря на то, что уже прошли десятилетия, дети, внуки до сих пор хранят все документы ветерана и по крупицам собирают в военных архивах информацию о славном боевом пути своего отца и деда.
И. ЩЕНЁВА.