Не дождалась своих детей
Валя росла в многодетной семье. С раннего детства все ребята были приучены к труду, помогали родителями и со скотиной управляться, и в огороде чтобы всегда порядок был. Родители для детей всегда были безукоризненным примером доброты, порядочности. И девочка мечтала, что у нее в будущем будет такая же большая дружная семья.
После окончания школы, она перебралась в город, окончила профтехучилище, устроилась на завод, где и встретила любимого человека. В те далекие годы активно велось строительство жилья, и вскоре молодая семья начала обживаться в просторной трехкомнатной квартире, где беззаботно бегали их дети. Валя с мужем радовались, что дети всегда помогают им по дому, с радостью выезжают на дачу бороться с сорняками, вместе отдыхают на природе.
А как только ребята повзрослели, на семейном совете родителями было принято решение о переезде в деревню, на малую родину, а квартиру продать и тем самым помочь детям приобрести свое собственное жилье.
На новом месте, теперь уже пенсионеры, сразу приобрели небольшой домик у речки, разбили сад, занялись выращиванием птицы для собственных нужд, с помощью детей поставили баню, соорудили сарайчик для курочек. В выходные дни, когда дети со внуками приезжали в гости, большая семья собиралась за огромным столом в саду под яблоней и это были самые счастливые моменты в их жизни. Зимними долгими вечерами Валентина с мужем рассуждали о жизни, о том, какими замечательными людьми они воспитали своих детей: заботливыми, любящими, всегда готовыми прийти на помощь.
Годы брали свое, но пожилые супруги не сетовали на жизнь, они в любви и ласке детей тихонько доживали свой век. Как-то раз, по обыкновению, встав раньше жены, Виктор неспешно приготовил завтрак, налил в бокалы чай и зашел в спальню, чтобы пожелать жене доброго утра. Но она не ответила на его приветствие, обеспокоенный муж, тронул ее за плечо, с трудом перевернул на спину и сразу же заметил, что у Вали инсульт: глаза смотрели куда-то мимо него, а вместо слов слышалось только невнятное бормотание. Он со слезами на глазах обнял ее и прижал к себе.
Больница, капельницы, надлежащий уход, забота близких, к сожалению, не смогли вновь вернуть женщину к полноценной жизни. Нет, она начала заново ходить, но уже с ходунками, пыталась научиться владеть ложкой левой рукой, медленно произносить слова, которые порой было трудно разобрать. Но все были рады, что она жива, и Виктор с удвоенной силой стал заботиться о своей жене: приносил ей по утрам любимый травяной чай, в хорошую погоду на коляске вывозил во двор и, заботливо укрыв ее теплым пледом, читал книги, рассказывал о сельских новостях. И все, казалось бы, в их жизни наладилось, как в одночасье умер муж, которого Валентина Ивановна всегда считала главой семьи, надежным тылом.
После его похорон, Валя тихо спросила у детей: «А куда же я теперь? Что мне делать?». Дети как-то недоуменно переглянулись и промолчали, но чуть позже за ужином огласили свое решение, что мама переедет к дочери. А чтобы Маше было не накладно ее содержать и оплачивать услуги массажиста, частного терапевта, было решено продать родительский дом, новенькую машину и все деньги отдать ей.
Не сказать, что бабушке понравился этот вариант, но она понимала, что жить в одиночестве она не сможет. С Машей у нее всегда были хорошие доверительные отношения и, успокоившись, она была твердо уверена, что это верное решение, кто как ни дочка сможет заботливо ухаживать, тем более, имея медицинское образование. Но тогда она и не догадывалась, что ждало ее в будущем, как о ней будут заботиться ее любимые дети, которыми она всегда гордилась и ставила в пример другим.
Буквально через месяц, Мария сказала братьям, что ей очень тяжело справляться с матерью и предложила отправить ее в пансионат. «Мама, тебе нужно подлечиться, – несмело начала разговор Маша. – Ты пойми, там ты будешь под постоянным наблюдением врачей, тебе назначат ряд восстанавливающих процедур, да и вообще, там тебе будет интересно, ведь тебя будут окружать твои же сверстники, вам будет о чем поговорить». Тяжело подбирая слова Валентина пыталась отказаться, но ее никто уже не слушал, дочь, громко хлопнув дверью, вышла из комнаты.
Всю ночь Валентина Ивановна не спала, ей было страшно оказаться среди незнакомых людей, было обидно за детей, которых всегда считала самыми заботливыми. Несмотря на инсульт и не совсем восстановленный организм, она понимала, что как красиво не назови это учреждение, оно все равно не изменит смысл — это был дом для престарелых, который является последним пристанищем для одиноких и бездетных людей. Но у нее же трое детей, которых она всегда считала надежной опорой. Перед глазами всплывали одна за другой картины из их детства. Она вспомнила, как у старшей Маши болели уши, как она всю ночь носила ее на руках, тесно прижимая к себе, стараясь пригреть ее у груди и успокоить, а вот шаловливый Валерка упал с велосипеда и разбил коленки. Улыбка тронула ее губы, когда она вспомнила как в детстве Алешка учился играть на баяне и громко пел песни, а соседи стучали в стену…
В первые дни ей было особенно тяжело, тоскливо и одиноко, и это несмотря на то, что в пансионате было много проживающих. Чисто, опрятно, хорошее питание, но все это никогда не заменит родных стен своего жилья. На вопросы соседок, она тихо отвечала, что она здесь ненадолго, что просто дочка уехала на отдых, а через месяц она вновь вернется домой и заберет ее обратно.
«Ты не расстраивайся, Валя, но мы тоже так поначалу думали, хотя в душе понимали, что мы стали обузой для детей, – тихо проговорила худенькая старушка в беленьком чистеньком платочке. – Видать плохо мы воспитали своих детей, раз оказались здесь. Но не обижайся на них, просто жизнь такая стала, непонятная какая-то. То детей выбрасывают, то стариков сдают… Ничего, привыкнешь, здесь хорошо».
Каждый день Валентина, удобно устроившись на табуретке, смотрела в окно с надеждой, что совсем скоро там мелькнет знакомый силуэт детей. Но, к сожалению, к ней никто не приходил, не приносил гостинцев, не приглашал к телефону. Надежда таяла с каждым днем, как, впрочем, и жизнь самой старушки. Ночью она тихонько умерла, так и не услышав долгожданных слов от своих детей, что они ее любят и помнят о ней, и скоро заберут ее к себе.
И. ЩЕНЁВА.