Телефонные мошенники

Несмотря на многочисленные предупреждения и обсуждения темы мошенничества на телеэкранах и в средствах массовой информации, наблюдается устойчивая тенденция роста преступлений, совершаемых путем хищения чужого имущества, приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. И если ранее преобладало мошенничество, выражавшееся в обмане о потребительских свойствах товара, доставке товаров, производстве работ, то теперь получило распространение мошенничество, осуществляемое с использованием мобильной связи. Одним из самых распространенных в последнее время способов «телефонных» мошенничеств является осуществление вызова, при котором преступник представляется сотрудником службы безопасности банка или сотовой компании. Далее, абоненту сообщается информация о том, что с его банковской карты в данный момент злоумышленники списывают денежные средства, и предлагается для прекращения таких действий провести определенный круг операций для блокировки карты. После сообщения преступнику цифровой комбинации, получаемой в результате указанных операций, и приходящей в виде SMS на телефон абонента из банка-эмитента карты, мошенник получает возможность распорядиться денежными средствами, находящимися на балансе карты (счета) потерпевшего, а именно перевести на другой счет или, как правило, оплатить товары и т.п. Мошенники воруют базы данных и, обращаясь к потерпевшему, называют по имени-отчеству, используют деловой стиль общения, создавая впечатление, что звонок действительно осуществляет сотрудник банка. В результате таких мошеннических действий пострадали и граждане нашего района. В конце прошлого года неизвестный преступник позвонил на абонентский номер гр-ке З. и, представившись работником банка, введя последнюю в заблуждение, в ходе телефонного разговора получил пароль к банковской операции по оплате покупки через электронный платежный сервис QIWI OQPAY, после чего тайно похитил с банковских карт, принадлежащих гр-ке З. денежные средства в общей сумме 66000 рублей. В текущем году, в с. Пестравка вновь зафиксирован аналогичный факт «телефонного» мошенничества. Так, 11 марта неизвестный преступник позвонил на абонентский номер гр-ке Х., и представившись сотрудником ОТП Банка, ввел последнюю в заблуждение, сообщив, что денежными средствами на ее банковской карте пытается завладеть неизвестное лицо, и для предотвращения хищения гр-ка Х. сообщила данные своей банковской карты и присланный пароль. В результате, неустановленное лицо тайно с ее банковской карты похитило денежные средства в сумме 25000 рублей. По данным фактам следственным отделением Отделения МВД России по Пестравскому району возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ и ч.2 ст.159 УК РФ.

Уважаемые жители района, не поддавайтесь на эти психологические уловки и проявляйте бдительность. Запомните простые правила: – сотрудники банков не звонят клиентам и никогда не требуют назвать персональные данные, сведения о карте или счете; – никогда не называйте и не вводите пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты или одноразовый пароль из SMS-сообщения; – не набирайте никаких комбинаций на телефоне; – положите трубку и не перезванивайте встречным звонком. Можно перезвонить в банк по официальному номеру (он указан на банковской карте) и сообщить о звонке, или получить информацию о вызывающих у вас сомнения банковских операциях.

Н. АТИКОВА, старший следователь СО ОМВД России по Пестравскому району майор юстиции.