Сельский учитель

Учитель… Каким он должен быть? На мой взгляд, учитель – творец, руководитель, и, самое важное, он друг для детей, который помогает им на этапе школьной жизни.

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Педагог с древнегреческого значит «ведущий ребенка», а наставник – это человек, который передает свои знания и опыт другим людям. Эти определения по смыслу, значению и принципу в полной мере подходят к ветерану педагогического труда, учителю русского языка и литературы Михайло-Овсянской школы Тамаре Николаевне ШЕХОВЦОВОЙ. Именно она стала для меня не только любимым педагогом, благодаря которому я выбрала тоже эту профессию, но и добрым наставником, другом, советчиком.

СТАНОВЛЕНИЕ

Детство Тамары Николаевны прошло в городе Сызрань на Волге. Стать учителем она планировала с детства. Мечтала пойти по стопам своей первой учительницы – Валентины Ивановны ИОНЦЕВОЙ – КАСИМОВОЙ . Когда решила связать свою жизнь с педагогикой, Тамара Николаевна вряд ли осознавала всю меру ответственности, которую возлагает на себя. Это понимание пришло позже, когда начала работать.

«Как сейчас помню тот день, когда в кузове грузовой машины приехала в село Михайло-Овсянка и остановилась возле школы, – говорит Тамара Николаевна. – Школа была новая, ухоженная, вдоль дорожки перед входом в здание выстроились в ряд молодые березки. Навстречу мне вышла молодая, красивая и улыбающаяся женщина. Это была директор Ольга Михайловна ТЕПЛОВА. До сих пор в моей памяти и первая встреча с учениками. Классы в те годы были большие, по 20-30 человек. С трудом можно описать те ощущения, которые меня захлестнули. Так близко детские глаза, а в них столько всего: интерес, волнение, застенчивость, доверие, симпатия, настороженность… Сейчас даже трудно сказать, кто больше всего волновался — я или они. Мне кажется, у нас были равные показатели. Свой 4 класс, где я стала работать классным руководителем, полюбила сразу. Это были открытые, добрые, отзывчивые, дружные ребята».

СЕЛЬСКИЕ БУДНИ

В те годы, в сезон уборки, когда катастрофически не хватало рабочих рук, школьники нередко помогали колхозу «Рассвет». Тамара Николаевна вместе с ребятами убирала свеклу, картофель, капусту, лук. Это была не просто работа, а бесценное общение, во время которого она поняла, что именно в сельской местности вырастают люди крепкие, сильные, настоящие.

ПОДДЕРЖКА БЛИЗКИХ

«Я – учитель, мое дело – донести знания до каждого ученика, – говорит педагог. – Ноша трудная и ответственная. Нужно продумать урок до мелочей, сделать его таким, чтобы дети ждали следующего занятия с нетерпением, чтобы им не хотелось уйти из класса. Вот здесь и бессонные ночи, и порой мимолетное внимание своим родным детям. Но семья понимает, она поддерживает и помогает».

УРОКИ ДЛЯ ЖИЗНИ

Вот уже полвека открывает педагог дверь класса, и к ней обращаются взоры учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый ее шаг. Они ожидают от нее многого. Чему же может она их научить? Конечно, родному русскому языку и литературе! На своих уроках Т.Н. Шеховцова учит детей учиться. И хочется верить, что ее уроки пригодятся им в жизни не только полученными знаниями по предметам, но и как уроки доброты, взаимопонимания, сотрудничества; уроки, которые помогут им в будущем стать состоявшимися, успешными людьми.

ГОРДОСТЬ ПЕДАГОГА

Учитель гордится своими учениками, которые становятся победителями и призерами муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсов и олимпиад, показывают хорошие результаты на итоговой аттестации. Она чувствует себя счастливой, потому что за долгие годы своей педагогической деятельности воспитала много достойных граждан России. Среди выпускников Тамары Николаевны учителя, врачи, строители, программисты, юристы, фермеры…

ОПЫТ ПРИШЕЛ С ГОДАМИ

Конечно, опыт и мастерство пришли не сразу. Начав работать, она вновь и вновь перечитывала труды великих педагогов В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, читала между строк, читала сердцем. Выписывала и с большим интересом изучала журналы по педагогике, знакомилась с опытом учителей-новаторов. Первые шаги в профессии помогли ей сделать коллеги и Тамара Николаевна благодарна им за поддержку, с их помощью она поняла, что учителем не рождаются. Учителем надо стать!

ТАЛАНТЛИВА ВО ВСЕМ

По-другому на селе строится работа и с родителями. С ними педагог видится каждый день, она обязательно остановится, поговорит. И для родителей учитель является другом и наставником, человеком, с которым можно обсудить свои семейные проблемы и получить необходимую поддержку. Нередко сельскому учителю приходится осваивать смежные профессии — он может быть хореографом, художником, артистом, дизайнером… Пословица «мастер на все руки», как нельзя, кстати, подходит к Т.Н. Шеховцовой. Вместе со своими учениками она убирает парк, копает грядки, сажает цветы на пришкольном участке, разучивает танцы, ставит инсценировки, придумывает декорации и костюмы.

ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК

Кроме того, она является не только учителем, но и наставником для молодых педагогов. Работая с молодыми специалистами, Тамара Николаевна использует разнообразные формы, способствует развитию в них мотивации к педагогической деятельности, активному освоению приемов работы с обучающимися и их родителями, оказывает положительное влияние на рост их профессиональной значимости. Шеховцова убеждена, что не существует детей без таланта, и задача учителя – помочь им раскрыться. Считает, что если на уроке царит атмосфера открытости, доброжелательности, взаимопонимания и взаимодоверия, то у детей обязательно появится желание приоткрыть дверцы своей души, своего мира, проявить свой талант и способности, и обязательно появится желание учиться. Она проводит интересные интеллектуальные игры, литературные гостиные, викторины, конкурсы, организует различные экскурсии по городам России.

ЗАСЛУЖЕННАЯ ОЦЕНКА

Оценка «пять» – высший балл в школе. Заслужить ее – значит быть профессионалом своего дела, значит достичь высот своего мастерства. Можно ли поставить этот балл Т.Н. Шеховцовой? Ответ очевиден. Ее труд оценен не только вниманием выпускников, но и доверием сельчан. Они дважды избирали ее депутатом сельского Совета, в ее копилке множество грамот за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения муниципального, окружного, регионального и федерального значения. Тамара Николаевна говорит: «Я давно сделала свой выбор. Я – сельский учитель. Ни разу не пожалела о том, что когда-то выбрала эту профессию, никогда не изменяла своей системе ценностей, не сдаюсь и не останавливаюсь на достигнутом результате. И если бы я смогла вернуться назад в прошлое, все равно бы прошла весь этот путь заново».

Нам очень приятно работать рядом с таким прекрасным педагогом и наставником. Мы будем и дальше продолжать учиться у нее.

К. СИДОРОВА, учитель истории.

И.А. АБРАМОВ, глава сельского поселения Михайло-Овсянка:

«Для меня лучшим школьным педагогом-наставником была Тамара Николаевна ШЕХОВЦОВА, которая с 5 класса учила нас доброму, разумному и вечному. Благодаря ей, полученным знаниям, мы принимали участие во многих олимпиадах, конкурсах и занимали призовые места. До сих пор у меня хранятся десятки почетных грамот, дипломов, которые я заслужил при активной поддержке своего учителя. Еще я с глубочайшим уважением вспоминаю свою бабушку — АБРАМОВУ Розу Николаевну, учителя химии и биологии. Она преподавала мне не только школьные науки, но и учила жизни, и на протяжении многих лет остается для меня примером в решении многих вопросов.

А в профессиональной деятельности для меня самым главным наставником стала специалист сельской администрации Ирина Николаевна КЛАДОВА, человек с большим опытом и стажем, которая сыграла немалую роль в моем становлении”.