Побогаче – в хутора

Старое патриархальное крестьянство разрушалось.
К концу XIX века в Николаевском уезде было 570 кулацких хозяйств, которые держали более 2500 постоянных батраков.

С 1870 года в волостях Николаевского уезда зажиточные крестьянские хозяйства стали выделяться в хутора.
Сами они жили в селах, но начали строить дома в красивых уголках собственной земли, чтобы приблизиться к производству и увековечить свое имя, назвав хутор своей фамилией.
На Пестравских землях было образовано 23 хутора, в том числе: хутор братьев Кижаевых, который размещался в Скрытном овраге. Он состоял из 4-х домов, 23 мужчин, 19 женщин, имел четыре пары лошадей, 2 пары быков, 5 верблюдов, на которых обрабатывались 1723 десятины земли.
Хутор Дохловых – 5 домов, 11 мужчин, 14 женщин, 3 пары лошадей, 2 пары быков, 3 верблюда.
Хутор товарищества Кожевникова – 7 домов, 16 мужчин, 19 женщин, 6 пар лошадей, 4 пары быков, 5 верблюдов. Обрабатывали 688 десятин земли.
Хутор Шихабалов – 7 домов, 32 мужчины, 32 женщины, 8 пар лошадей, 6 пар быков.
Товарищество Пениновых – 8 домов, 19 мужчин, 20 женщин, 8 пар лошадей, 4 пары быков, 7 верблюдов.
Хутор Столыпино (серные воды) – 15 домов, 21 мужчина, 36 женщин, 7 пар лошадей, 6 пар быков, 10 верблюдов.
Это были одни из самых крупных хуторов. Хутора обычно размещались вблизи родников, под речками возле дубрав и вербных рощь.
У каждого хутора вдали от жилых помещений были дворовые постройки: коровники, овчарни, конюшни, обязательно курятник и свинарник, калды для скота, а также 2 – 3 собаки.
Вблизи воды были капустники, где сажали огородные культуры. Некоторые хуторяне сажали фруктовые сады, яблони, вишни, торон. Во многих хуторах жилые дома огораживались частоколом или плетеным тыном из тальника.
Нелегко приходилось крестьянам этих хуторов обрабатывать такое большое количество десятин земли, но они трудились от зари до зари, отдавали все свои силы, старания для того, чтобы получить богатый урожай.
Краевед П.В. Алабин установил, что значительная часть хозяйств края, особенно купцов и мещан, была ориентирована на рынок: «По количеству собираемой пшеницы и вообще хлеба по расчету на душу населения». Самарская губерния стояла на первом месте между губерниями Российской Империи, а по среднему годовому избытку хлеба, поступающего на вывоз заграницу, на втором месте.
Именно в Самару свозили наши крестьяне пшеницу различных сортов и в том числе знаменитую тогда «белотурку», а также «русскую», «перерод» и «брызгалку». После 1866 года на территории существующего района было образовано 6 волостей, в которые входили следующие села и хутора: Пестравская волость – села Анютино, Высокое, Пестравка, хутора Кижаевых, Коноваловых, Дохлова, Любимова, Черниковых и товарищество Кожевникова; Тягло-Озерская волость – Ломовка, Тепловка, Садовка, пос. Пангулеузинский, хутора Хохлочева, Шихобалова, Саяпина, товарищество Пениновых, Малороссов; Черновская волость – Вя-
зовка, Малая Кольцовка, Идакра, Карловка, 1-й аул казаков в овр. Мокренький;
Падовская волость – Борское, Падовка, Тростянь, Красная Поляна, хутора Тамбошни, Немовых, Медведева, Неверова, Гвоздева;
Марьевская волость – объединяла села Марьевку, Новолександровку, Красавку, Юловку (Черненькое), хутора Чембулатова и 2 аула казаков на Малом Иргизе; Мостовская волость – состояла из сел Мосты, Михайло-Овсянка, Дмитриевка, Моккер-Виноградный, хутор императора человеколюбившего общества, Яхта, Красный Яр.
12 февраля 1861 года царь Александр II подписал «Положение об отмене крепостного права». Крестьянин, как человек, по этому закону получал некоторые права, но не полную свободу. Отмена крепостного права в Николаевском уезде и особенно в Пестравской волости привела к тому, что в 1863 году цена одной десятины земли составляла 8 рублей 52 копейки, наделы земли сократились в 2 раза. Освобождение представляло бесстыжий грабеж крестьян.
Телешовская и Пестравская волости все время были в зависимости от графа Перовского и его управляющего имения Белокрысова – грубого и не выдержанного человека. Все наделы земли рвались. После реформы только в Пестравке 51 семья в 142 человека не имела земли, такое же положение было и в других селах. Освобождение крестьян от крепостной зависимости способствовало развитию капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

(По страницам книги Ф. БАКАЙ
«Зори пестравских степей»).