Нестандартное возвращение

16 марта исполнилось 60 лет со дня знакомства старшего лейтенанта
Юрия Гагарина и его товарищей по первому отряду космонавтов с Куйбышевом и штатным районом посадки космического корабляпутника «Восток». В одном из самолетов Ил-14 прилетели в Куйбышевскую область Гагарин, Попович, Нелюбов, в другом – Титов, Быковский и Николаев.
С аэродрома Кряж тройки пилотов-космонавтов облетели в сопровождении Героя Советского Союза, заместителя главнокомандующего ВВС по космосу генерал-лейтенанта Николая Каманина и Героя Советского Союза генерал-инспектора по космосу – помощника главкома ВВС по подготовке и обеспечению космических полетов генерал-майора авиации Леонида Горегляда предполагаемые места приземления.
Командующий ВВС Приволжского военного округа генерал-майор авиации Константин Цедрик позже рассказывал корреспонденту «Красной Звезды» по ПриВО подполковнику Илье Максимову, что
расчетной точкой посадки на юге Куйбышевской области являлся райцентр Пестравка вблизи с границей Саратовской области. А почему гагаринский «Восток» не долетел тогда до Пестравки, а приземлился в заволжской степи у села Узморье, на землях бывшего Николаевского уезда нашей Самарской губернии, стало известно лишь, когда рассекретили подробности первых пилотируемых космических полетов.
Дело в том, что спускался корабль Юрия Гагарина совсем не штатно, то есть совсем не по той расчетной баллистической кривой, в конце которой его ожидали.
Спустя годы он рассказал журналисту Ярославу Голованову подробности окончания своего полета. Спуск с орбиты Юрий
Гагарин переживал тревожнее, чем подъем на орбиту. Багровые всполохи, которые видел сквозь шторки иллюминатора, страшили безотчетно. Ему было известно, что раскаленная от трения о воздух
термостойкая асбестотекстолитовая обмазка спускаемого аппарата должна гореть, что перегрузки будут сильнее, чем во время подъема. У Гагарина были поводы волноваться. Команда на разделение
спускаемого аппарата с приборным отсеком вовремя не прошла. Специальный замок на «голове» корабля не сработал. Стальные ремни не разорвались и не отпустили от герметичного «шарика», спускаемого аппарата, крепко пристегнутый полуторатонный приборный отсек. Предвидя такой нештатный вариант, разработчики
«Востока» считали, что четыре металлические полосы-ленты, на спускаемом аппарате корабля, во время торможения в плотных
слоях атмосферы отгорят сами по себе. И они действительно отгорели, рассыпались через несколько пламенных минут.
Как пишет Голованов, за это время гагаринский «Восток» немного «клюнул», чуть «провалился» – и потому приземлился примерно на 250-260 километров раньше «расчетной точки» – райцентра Пестравки у реки Большой Иргиз. В остальном все в 1961 году прошло нормально.
Источник: sova.info.