Персонифицированное финансирование

20 августа министром образования и науки Самарской области В.А. Акопьяном был подписан приказ об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным программам. Государство меняет систему финансирования дополнительного образования детей. С введением сертификата на дополнительное образование у родителя и ребенка появляется возможность воспользоваться правом на государственную поддержку в части оплаты кружков и секций. Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года определена цель – к 2020 году вовлечь 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в занятия по дополнительным образовательным программам. Это продиктовано двумя задачами. Первая – образование должно стать интересным, вовлечь каждого ребенка, в том числе тех, кто ранее по ряду причин не мог или попросту не хотел проходить обучение в кружках и секциях. С другой стороны, это требования современности. Времена меняются, соответственно, новый спрос не удовлетворяется старым предложением. Именно востребованные у населения кружки и секции государство будет поддерживать материально. Причем такая схема финансирования уже внедрена. На основании приказа министерства образования и науки Самарской области, с целью координации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, во всех муниципальных образованиях Самарской области были созданы муниципальные опорные центры. Суть новшества разъяснила руководитель Дома детского творчества, руководитель опорного центра м.р. Пестравский С.И. Пикалова. «Сегодня необходимо повысить доступность качественного дополнительного образования независимо от места жительства, социального статуса и доходов семьи. Одним из инструментов реализации этой задачи является персонифицированное финансирование. Персонифицированное финансирование в дополнительном образовании детей – это закрепление определенного объема средств за потребителем и их последующая передача организации (индивидуальному
предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, по выбору потребителя. Персонифицированное финансирование осуществляется на основе сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги. Сертификат дополнительного образования – именной документ, предоставляемый ребенку, подтверждающий право родителей (законных представителей) ребенка на оплату услуг дополнительного образования. Механизм персонифицированного финансирования в дополнительном образовании реализуется следующим образом: 1) ребенок получает сертификат; 2) по этому сертификату родитель получает доступ к персональному счету в личном кабинете; 3) родитель вместе с ребенком выбирает программу из единого навигатора; 4) заполняется договор; 5) с сертификата списываются средства. В отличие от традиционной системы финансирования дополнительного образования детей при персонифицированном финансировании формируется конкурентная среда как между муниципальными и частными организациями, так и внутри муниципальной сети, происходит финансирование именно услуг, а не учреждений, происходит учет детей и количество посещений с помощью сертификатов. Государство гарантирует, что заплатит за выбранные вами кружки, секции, объединения, если организация, оказывающая услуги, включена в Реестр «проверенных поставщиков» (имеет соответствующую лицензию, а программы прошли экспертизу). Сертификат прекращает свое действие по достижению ребенком 18-летнего возраста. Сертификат – это не бумажный документ, а электронная запись в единой по всей Самарской области базе. Вам не нужно носить с собой ворох бумаг, при зачислении в кружок организация сама проверит наличие у вас сертификата в системе. Деньги, закрепленные за сертификатом нельзя обналичить, они автоматически переводятся на счет образовательной организации при заключении договора и зачислении в группу. Номинал сертификата (объем обеспечения) определяется в рублях, исходя из нормативной стоимости конкретных услуг, утвержденной муниципалитетом или ведомством. Ребенок сможет заниматься по нескольким программам в течение года, меняя модули по мере их прохождения. Цели внедрения системы персонифицированного финансирования следующие: – развитие вариативности дополнительных общеобразовательных программ, повышение их качества, поддержка выбора семей; – развитие конкуренции между поставщиками и увеличение числа поставщиков путем привлечения к оказанию услуг частных организаций; – обеспечение прозрачности расходования бюджетных средств и снижение коррупционных
рисков; – повышение уровня учебной мобильности; – повышение реального охвата детей дополнительным образованием. Новизна модели основывается на индивидуальном подходе к развитию каждого ребенка, к выстраиванию для него собственной творческой и научной траектории. Это не означает, конечно, что раньше этого не было, тем не менее здесь работа идет с каждым персонально. Внедряется механизм так называемого персонифицированного финансирования, когда у детей появляется возможность обучаться по внеклассным программам в организациях любой формы собственности, что на самом деле тоже неплохо. Хочется добавить, что на данный момент в нашем районе существует только две организации, которые могут предоставить ребенку дополнительное образование, это – Дом детского творчества и детско-юношеская спортивная школа. Все муниципальные, а в будущем и частные организации, реализующие программы дополнительного образования, которые хотят функционировать в системе персонифицированного дополнительного образования, будут входить в реестр поставщиков образовательных услуг и вносить свои образовательные программы в специальный навигатор информационной системы. В настоящее время работа по регистрации поставщиков образовательных услуг в информационной системе уже ведется. Более подробная информация будет озвучиваться на родительских собраниях, в СМИ и социальных сетях».
А. ГОРЯЧЕВА