Счастливый малыш

В СПДС «Забава» ГБОУ СОШ с. Пестравка успешно функционирует группа раннего возраста. Здесь находятся дети в возрасте от года до 3-х лет. Организация работы с детьми в этой группе помогает реализации национального проекта «Демография» и регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». Мы полностью решаем задачу проекта: создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100% доступности (2021 год) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет. В нашем детском саду ликвидирована очередь в эту группу, местами обеспечены все желающие. Женщины получают возможность для обучения и работы на предприятиях. Но наша задача состоит еще в том, чтобы обеспечить комфортные условия пребывания ребенка в детском саду и удовлетворенность родителей. Чтобы мамы наших воспитанников спокойно могли заниматься своим делом. А для этого необходимо сделать так, чтобы малыш безболезненно переходил от родителей к воспитателю. Ребенок попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации к условиям детского сада.
Адаптация ребенка раннего возраста к новым условиям является нелегким процессом. Для нас – педагогов и родителей важно, чтобы привыкание малыша к режиму группы и незнакомым людям проходило быстро и успешно.
Для облегчения этого процесса в своей работе мы стали использовать элементы куклотерапии – одного из методов арттерапии (терапии искусством).
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания ребенка, укрепить его психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию. Этот метод основан на процессах идентификации (подражательности) ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» – «кукла» – «кукольный театр».
Не все малыши легко контактируют со сверстниками и со взрослыми. Нам стало очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник.
В нашей группе это куклы Маша и Антошка, которые встречают детей утром и провожают вечером домой. Мы заметили, что малышам легче контактировать по утрам с этими персонажами.
Наша задача научить детей логически мыслить и связно выражать свои мысли. И здесь куклы помогают ребенку находить выход из трудных ситуаций, при этом, делают это мягко и не навязчиво. «Ростовая кукла», внезапно появляющаяся в группе, вызывает у малыша улыбку, отвлекает от невеселых мыслей, дарит волшебство. Она не требует особых затрат, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому мы остановили свой выбор именно на ней. Мы предлагаем детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на нее.
В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить. Мы использовали кукол в разные режимные моменты. Это позволило:

  • ежедневно поддерживать положительный эмоциональный фон в течение всего адаптационного периода;
  • сократить сроки стабилизации аппетита, сна, поведения в условиях детского сада.
    Таким образом, введение кукол в процесс адаптации к детскому саду помогло детям преодолеть различные негативные переживания, свойственные в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня).
    Ежедневно присутствие игрушки – сюрприза смягчило прохождение процесса адаптации малыша к условиям детского сада и дало ребенку чувство защищенности и безопасности.
    Т. МОИСЕЕВА,
    И. НАЗИНКИНА.