Три дня на регистрацию

Смерть близкого человека – это большая трагедия, но родственникам умершего необходимо выполнить ряд стандартных процедур, одна из них — регистрация смерти в органе ЗАГС. О порядке и сроках оформления свидетельства о смерти мы спросили у начальника отдела ЗАГС по муниципальному району Пестравский О.М. Уваровой.

-Ольга Михайловна, кто может обратиться в ЗАГС с заявлением о смерти?

— Кроме членов семьи умершего, а также любого другого лица, присутствовавшего в момент смерти или иным образом информированного о наступлении смерти, заявить о смерти обязаны: — медицинская организация или учреждение социальной защиты населения, в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данной организации или в этом учреждении; учреждение, исполняющее наказание, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы; — орган дознания или следствия, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена; — командир воинской части, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

— В какой орган ЗАГС можно обратиться?

-Государственная регистрация смерти производится органом ЗАГС по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего, месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга, по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти или по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим.

Какие документы нужно предъявить в орган ЗАГС при регистрации смерти?

— Основанием для государственной регистрации смерти является медицинское свидетельство о смерти. Если факт смерти не фиксировался в медицинском учреждении или частнопрактикующим врачом, либо медицинское свидетельство утрачено и не подлежит восстановлению, государственная регистрация смерти производится на основании вступившего в законную силу решения суда об установлении факта смерти или объявлении лица умершим. Помимо указанных документов, необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность умершего. Паспорт умершего впоследствии сдается в орган ЗАГС по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный пункт УФМС России. Особо хочу подчеркнуть, что заявление о смерти должно быть сделано не позднее, чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Почему так важно соблюсти этот трехдневный срок?

— Соблюдение срока регистрации очень важно, так как своевременное получение документов позволит в краткие сроки оформить пособие на погребение. Если погребение осуществлялось за счет супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, можно получить данную выплату. Производится она на основании справки о смерти, которую выдает отдел ЗАГС, органом, в котором умерший получал пенсию, или организацией, в которой работал умерший, органом социальной защиты населения по месту жительства, если умерший не работал и не являлся пенсионером, но был трудоспособного возраста. Сведения о государственной регистрации смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются таким федеральным органам исполнительной власти как Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, территориальным фондам обязательного медицинского страхования, налоговым органам и др. Таким образом, вовремя поступившие в реестр сведения влияют на начисление различных выплат и пособий, а также приостановление отчислений в отношении умершего лица. Обратиться в орган ЗАГС можно также через портал Госуслуг, выбрав для себя удобное время.

Л. АНДРЕЕВА.