“Не зря мы воевали!”
Война выпала на самые прекрасные годы жизни Розы. Ей было всего 18 лет. Долгими беззаботными вечерами она вместе с подружками строила планы на дальнейшую жизнь. Но все вышло далеко не так.
В первый же день, когда страшное известие о начале войны пришло в село, ее отец поспешил в военкомат. Быстрые сборы, торопливые наказы, слезы расставаний… В семье Роза была старшим ребенком и, конечно, семейные заботы о младших были на ее плечах. Ранним утром, еще по темноте, она спешила на местную ферму, где работала дояркой. А вечером уставшая и промерзшая помогала маме по хозяйству. Шли дни, месяцы. Все чаще и чаще в дома односельчан приходили похоронки. Многие уже понимали, что скорой Победы ждать не придется. Вскоре на фронт стали уходить и девушки. 15 июля 1943 года получила повестку и Роза Фоминична Мамутина. В Куйбышеве их, таких же молодых парней и девчат, обучили боевому ремеслу. «Нас учили стрелять из различного оружия, лазать по деревьям, распознавать не только по виду, но и по звуку самолеты, – вспоминает Роза Фоминична. – Все молодые, веселые, и конечно, бесстрашные. Мы до последнего надеялись, что учение нам не пригодится. Но вскоре военный эшелон мчал нас в Мурманск. Первый вражеский налет проверил нас на прочность. Нет, мы не убежали и не скрылись, но было очень страшно. Были крики ужаса, слезы… Словами наши чувства просто передать нельзя». Служа в зенитно-артиллерийских войсках, ей приходилось уметь многое. Через короткий промежуток службы, она прекрасно распознавала вражеские самолеты, как наблюдатель ПВО передавала все сведения зенитчикам, а те в свою очередь, с земли старались подбить самолеты противника. «Было нелегко, – продолжает вспоминать Роза Фоминична. – Ну а кому было в те годы легко? Недоедали, недосы
пали, замерзали… Помню, как-то раз заснула на посту. Ко мне тихонько подошел командир, взял из рук винтовку и выстрелил в воздух. Я проснулась в панике, расплакалась, но не от звука выстрела, а от того, что было стыдно за такое дежурство. Думала, что наряд мне вне очереди обеспечен. Но командир ничего не сказал, только укоризненно покачал головой». С боями Мамутина прошагала много километров. Долгожданный День Победы встретила в далекой Польше. «Я помню этот день, хотя прошли десятилетия, – продолжает Роза Фоминична. – Я несла дежурство на посту, была на вышке. Смотрю, приближается наш старенький самолет У-2. Он долго кружил, а потом сбросил гильзу от снаряда». В предчувствии добрых вестей ефрейтор Мамутина даже не помнила, как вихрем пронеслась по ступенькам вышки и подняла гильзу, внутри которой белел листок с единственным словом «Победа!». Плача, держа крепко в руках заветный листок, она прибежала в расположение части. Через минуту здесь был невообразимый веселый шум: стрельба, крики, слезы радости. «Трудно было поверить, что наконец-то все закончилось. Народ выстоял и победил», – завершает разговор ветеран войны. Трясущимися от волнения и нахлынувших воспоминаний руками, она бережно перебирает в шкатулке свои боевые награды. «Сегодня могу с уверенностью сказать, что воевали мы не зря! Пусть всегда будет мир на земле, пусть потомки никогда не испытают те ужасы, что выпали на нашу долю».
И. ЩЕНЁВА. (Из архива газеты «Степь»).