Жили школой и в школе

Школа не только дает детям знания, но и формирует ребенка, как личность. В этом она напоминает семью. А когда в школе работают семейные пары, это усиливает воспитательный процесс, укрепляет взаимопонимание, доверие и уважение.

Майская школа всегда славилась учителями. В Год семьи хочется вспомнить семейные пары, которые в разные годы работали в сельской школе. А их немало.

Первым директором средней школы (до этого была семилетняя) был Петр Михайлович НИКИТИН. Это он создал коллектив единомышленников. Его супруга Нина Михайловна работала воспитателем интерната.

Несколько лет проработали в школе КИТЮКОВЫ: муж, жена и дочь. Виктор Георгиевич ЖИЖИН работал учителем физики, завучем, был директором школы. Человек он был строгий, но справедливый. Его жена Надежда Степановна вела уроки труда у девочек, учила их правильно, грамотно заниматься домашним хозяйством.

Красивой парой были супруги ЧЕЧИНЫ. Они приехали в село работать в школе сразу после окончания педагогического института. Александр Павлович вел уроки физики, Тамара Федоровна преподавала математику. Молодые, добрые, интеллигентные, они быстро добились заслуженного уважения школьного коллектива. Спустя 10 лет А.П. Чечина назначили директором престижного лицея в Самаре, но супруги никогда не забывали Майскую школу, часто приезжали на праздничные мероприятия, вечера, встречи выпускников. Это была настоящая дружба.

В 1967 году в Майскую школу приехали работать супруги БЛИНОВЫ. Юрий Иванович был назначен директором школы, Галина Ивановна – учителем русского языка и литературы. Всю свою жизнь они посвятили Майской школе. Про таких говорят: сильные, грамотные, настоящие учителя и добрые наставники. В это время в школе была одна грузовая машина, на которой ездили на совещания, возили мебель и продукты питания как для учебного учреждения, так и летного лагеря труда и отдыха.

Водителем был Николай Егорович БАРЧУКОВ. Он легко находил общий язык и с учителями, и с детьми, обладал хорошим чувством юмора и уникальным голосом. В дороге он часто пел. Его супруга Зинаида Ивановна вела уроки немецкого языка, много лет работала в интернате.

Супруги ПАВЛОВЫ познакомились в Майской школе. Юрий Петрович работал учителем физкультуры, а Татьяна Михайловна после окончания родной школы начала там же трудиться вожатой. И вот уже 50 лет они вместе, воспитали троих детей, их старшая дочь стала учителем.

Образовательное учреждение стало связующим звеном для УКОЛОВЫХ. Александр Иванович — учитель физики, а его жена Надежда Алексеевна учила школьников русскому языку и литературе. Это люди, наделенные особым талантом, обладали доброй душой и щедрым сердцем.

Свою жизнь посвятили детям и супруги САПРЫКИНЫ. Виктор Николаевич — учитель истории, он проводил интересные, нестандартные уроки, своим удивительным тембром голоса, спокойным характером он увлекал школьников историей. Звенел звонок, но ребята, словно завороженные, продолжали сидеть за партами и с неподдельным интересом ждали продолжения нового материала. Алла Павловна — воспитатель детского сада, добрая, милая, ее любили все поколения детишек. А еще она творческая личность: прекрасно поет, пишет и читает стихи.

С большим уважением сельчане относятся к семье НЕБРИТОВЫХ. Людмила Геннадьевна – учитель математики. И ее, и уроки, которые она проводила, дети просто обожали. Сергей Викторович был художником, руководителем детской изостудии. Он учил детей разного возраста видеть красоту вокруг и любить родной край. Их дочери пошли по стопам мамы, они стали учителями математики.

НАМЫЧКИНЫ — выпускники Майской школы, после окончания института они вернулись в свое родное село и любимую школу. Петр Николаевич — учитель физкультуры, он много сделал для развития спорта как в школе, так и селе: организовывал соревнования, в которых принимали участие не только учащиеся, но и взрослые жители. Ольга Викторовна не просто учитель математики, но еще обладает разносторонним талантом. Она работала организатором внеклассной работы, сейчас пишет стихи и прозу, является членом Союза писателей России. Их дочь Дарья пошла по стопам родителей — она педагог.

Наталья Николаевна БРАГИНА учила детей французскому языку, много лет проработала завучем, оказывала методическую помощь учителям, являлась наставником молодых педагогов. Ее супруг Валерий Николаевич вел НВП (начальная военная подготовка), черчение, много лет был завхозом, душой школьного коллектива: веселый, общительный, с искрометным чувством юмора.

Много лет посвятили школе супруги МАТЮНИНЫ, Нина Алексеевна — библиотекарь. Это очень грамотный, начитанный человек, аккуратная, интеллигентная, проводила много мероприятий, умела найти подход к любому ребенку. Ее муж Николай Иванович — водитель автобуса. Он всегда был вежлив, пунктуален, умело ладил с детьми.

Немало добрых слов заслуживают супруги ШЛЫКОВЫ. Елена Александровна – учитель русского языка и литературы, это человек, который с музыкой на ты: играет на пианино, замечательно поет. Олег Николаевич – тренер по хоккею. Под его руководством дети занимают призовые места не только на районном уровне, но и на областном.

Также увлекался спортом и принимал участие во многих мероприятиях учитель труда Владимир Михайлович ЛАНКИН. Это очень доброжелательный человек, своей заботой, любовью он окружал каждого школьника. Лидия Ивановна преподавала математику, она всегда хорошо ладила с коллегами, учениками и их родителями. Еще это прекрасный классный руководитель. Строгая, но тактичная, рассудительная, она умело находила компромисс в любой, даже самой сложной ситуации.

В.П. БЕЗДУХОВ приехал в село Майское вместе с супругой после окончания пединститута, они преподавали иностранный язык. Владимир Петрович часто говорил, что сельская школа не только для учеников, но и для учителей, где можно набраться настоящего опыта, навыков, тесного знакомства со школьной жизнью и что после трудовой деятельности в глубинке он обязательно станет профессором. Так и вышло! Он профессор педагогического института.

Немало лет своей жизни школе посвятили СМАГИНЫ. Александр Иванович — водитель автобуса. Он много времени проводил с детьми, возил их не только в районный центр, но и областную столицу на различные предметные олимпиады, спортивные соревнования, культмассовые мероприятия. Его очень любили школьники за веселый характер, он был с ними, как говорится, на одной волне. А Елена Александровна – искусный повар. Ее умелые руки любое блюдо превращали в изысканный шедевр. Всегда готовит с душой, вкусно, сытно, по-домашнему.

Работали в школе супруги ПЛАКСИНЫ. Светлана Николаевна — учитель физкультуры, была сначала организатором внеклассной работы, затем директором школы. А Александр Викторович трудился сторожем.

Много добрых хороших слов можно сказать и о супругах ПЕРЦЕВЫХ. Вера Вениаминовна преподавала французский язык, была замечательным классным руководителем. Ее муж был рабочим, вместе со школьниками ремонтировал мебель, учил их бережливости и порядку.

Несколько лет работали вместе супруги АНАШКИНЫ. Тамара Михайловна преподавала математику, была завучем. Она заслуженный учитель РСФСР. Эдуард Константинович вел уроки истории.

В настоящее время в школе работают РАДАЕВЫ, Александр Михайлович преподает школьникам физику, а Наталья Николаевна – учитель биологии и химии, завуч школы. Они являются руководителями различных кружков и объединений, ведут активную общественную работу.

В 60-70-ые годы школа вела не только образовательную деятельность, но и трудовую, здесь была организована ученическая производственная бригада. Вместе с учителями дети ходили на молочно-товарную ферму, где кормили и доили коров, ухаживали за маленькими телятами, занимались выращиванием уток. Во время летних каникул ребята помогали труженикам совхоза «Майский» в растениеводческой отрасли и жили в стационарном трудовом лагере. На берегу реки Овсянка был построен дом, столовая и шесть вагончиков для проживания. Для учителей было организовано круглосуточное дежурство.

Н.Е. БАРЧУКОВ был и шофером, и воспитателем, и просто другом для ребят. Он занимался подвозом школьников на работу, проводил с ними различные инструктажи по технике безопасности, сопровождал их в столовую, а еще всегда находил время для совместной рыбалки, учил их варить уху.

Нужно еще отметить, что по субботам в клубах сел учителя систематически проводили политинформации, отвечали на вопросы жителей, вместе с детьми готовили концертные номера и выступали перед собравшимися. Это была настоящая дружная школьная семья, где взрослые работали и отдыхали вместе с детьми.

А еще при школе в селе Майское действовали два интерната – для девочек и мальчиков. Каждый понедельник из Лозового, Телешовки, Кирсановки, Крюково и Михеевки ребят привозили в интернат, где они жили до субботы. Сегодня уже нам трудно представить, что вот так родители всю неделю жили без детей, а те, в свою очередь, очень скучали по дому, по родным и близким. Нелегко было всем. А кроме того, хочется добавить, что в то время и школьных автобусов не было. Зимой к трактору прицепляли вагончик на полозьях, в котором, удобно расположившись на соломе, школьники ехали на выходные домой. А с наступлением тепла ребят возили в кузове вахтовой машины. Никто и никогда не сетовал на трудности, неудобства. В интернате также по очереди дежурили учителя. Они не только помогали детям делать домашние задания, но и старались разнообразить их пребывание в учреждении: проводили различные мастер-классы по рисованию, вышивке, совместно разучивали песни и танцы, украшали поделками комнаты, в которых проживали ребята. Одним словом, создавали уют и домашнюю обстановку, чтобы дети не чувствовали себя одинокими, забытыми.

В интернате долгое время проработали супруги ПЕРЕСЫПКИНЫ. Вера Васильевна трудилась воспитателем, а Вячеслав Петрович — рабочим. Вместе они не только вовлекали детей в активную общественную жизнь школы и интерната, но много внимания уделяли и трудовому воспитанию. Под пристальным вниманием Вячеслава Петровича ребята трудились на территории интерната: чинили изгородь, собирали мусор, занимались посадкой и уходом за деревьями и кустарниками.

Вот такие замечательные семейные педагогические коллективы трудились в Майской школе, передавая свои знания, накопленный опыт молодым коллегам, сеяли сельским школьникам разумное, доброе, вечное. Начатая ими работа продолжается до сих пор. Каждое утро звенит школьный звонок, извещающий о начале нового учебного дня, где всегда можно узнать и получить очень много интересных и полезных знаний!

И. ЩЕНЁВА.

(Фото из семейного архива О.В. БУЗАЕВОЙ).