Воспитать личность — нелегкий труд

Еще советский педагог В.А. Сухомлинский писал, что не каждый из нас может стать гениальным художником, великим музыкантом, уникальным архитектором, как, впрочем, и настоящим воспитателем. Педагог — это не профессия, а призвание.

«Я в детстве очень любила заниматься с соседскими малышами, и поэтому после окончания марьевской школы без колебания поступила в педагогическое училище, — делится воспоминаниями Т.П. СЕНАТОВА. — После его окончания по направлению приехала в село Мосты, где и осталась на всю жизнь. В начале своей деятельности немного поработала в школе, а затем перешла в детский сад».

В 1971 году, когда на должность воспитателя пришла работать Тамара Павловна, в саду была только одна разновозрастная группа на 25 мест. Казалось бы, сейчас этим никого не удивишь, но нужно заметить, что в те далекие годы продолжительного отпуска по уходу за ребенком не было и поэтому многие сельские труженицы отправляли в детский сад малыша, как только ему исполнялся год. На группе работали один воспитатель и няня. Вот таким маленьким коллективом они занимались повседневными делами: переодевали, кормили, укладывали спать в тихий час, а еще «тушили» пожары детских конфликтов, учили малышей общаться и взаимодействовать друг с другом, устраивали игры и утешали в минуты грусти. А уж если собирались на прогулку, то здесь подключались и заведующая детским учреждением и повар. Сообща они помогали деткам застегивать пуговицы, надевать сапоги, подвязывать шарфы в промозглую холодную погоду. И конечно, всем дружным коллективом присматривали за воспитанниками на улице.

«В начале своей работы я не представляла, что маленький человек может интересоваться всем: где живет тучка, как растут деревья, почему вода в реке холодная, сколько лет живет обезьяна, почему при ходит зима, — продолжает разговор Сенатова. — А еще, воспитатель должен уметь играть в шашки, рисовать, читать стихи и быть спортивным человеком. С первых дней своей деятельности мне стало понятно, для того, чтобы ответить на все вопросы детей, я сама должна многое знать. И конечно, я старалась постоянно расширять свой кругозор, пополнять свои знания».

Меняются время, система образования, а воспитатель во все времена остается просто воспитателем. Это сложная, но интересная работа. Здесь праздность и  лень не допустимы. Именно в те годы, когда дети еще находятся в детском саду, закладываются моральные принципы и взгляды, основы жизненной позиции, формируется характер. Насколько правильным и прочным будет этот фундамент, зависит от человека, который является примером для ребенка ежедневно. В условиях сегодняшней занятости и суеты, родители даже меньше влияют на своих детей, чем воспитатель детского сада, который также становится мудрым и добрым помощником для мам и пап.

«Каждый малыш — это личность и наша задача — не переделывать или перевоспитывать ребенка, а понять и принять его таким, какой он есть, развить, обогатить знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом, — говорит Тамара Павловна. — Это не всегда легко, но успех того стоит».

Более 30 лет проработала Т.П. Сенатова заведующей детским садом в селе Мосты. Круг ее обязанностей был довольно широк: это подготовка методического материала, разработка меню и закупка продуктов, оснащение и косметический ремонт помещений дошкольного учреждения…

«Ранним утром я спешила в совхозную контору, где выписывала мясо, молоко, затем бежала на склад. Мы особое внимание уделяли здоровому питанию воспитанников, наши дети всегда получали только полезные, натуральные и самые свежие продукты. Руководство совхоза всегда помогало нам с заготовкой овощей на зиму. В нужном количестве привозили нам с овощных плантаций картофель, капусту, морковь, свеклу. Своими силами мы все это складировали в овощехранилище и беззаботно зимовали, — с улыбкой продолжает вспоминать о своей деятельности Тамара Павловна. — Нужно сказать, что и родители всегда нам оказывали ощутимую поддержку: помогали с ремонтом мебели, украшали группы к праздникам, шили новые наряды куклам, мастерили наглядные пособия».

А еще дошкольники часто ходили на экскурсии. Дети того поколения знали очень много о сельской жизни, нелегком труде механизаторов и доярок, бывали на ферме и в ремонтной мастерской, посещали библиотеку и местный фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, школу, много занятий посвящали родной природе, и конечно, односельчанам. Постоянными гостями детского сада были ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, которые рассказывали ребятам о своих боевых и трудовых заслугах, тем самым воспитывали в них чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Уже много лет собеседница находится на заслуженном отдыхе, но о своей работе она рассказывает с таким воодушевлением, будто только вчера рассталась с воспитанниками. За десятилетия своей педагогической деятельности через ее руки прошли сотни ребят, но каждого она до сих пор помнит и с искренним чувством любви и заботы рассказывает об их детских шалостях, забавных историях, происходящих в детском саду.

Из общения с этой милой женщиной можно сделать один вывод — это яркий, инициативный, творческий, трудолюбивый человек с доброй душой и отзывчивым сердцем. Такими она вырастила и своих детей — Наталью и Андрея, которым помогает теперь в воспитании внуков. Профессиональный праздник совпал с еще одним событием жизни Т.П. Сенатовой — прекрасным юбилеем. Мы от всей души поздравляем Тамару Павловну с праздниками, желаем здоровья, счастья и долгих лет.

И. ЩЕНЁВА.