"Путешествие" в старину

В ноябре 2019 года в Самарской области стартовал проект «Этноворкшоп», поддерживаемый грантом Президента РФ. Его цель — повышение профессионализма, а также интереса к этнической теме представителей профессионального сообщества (СМИ и общеобразовательных учреждений); применение новых форм, методов в обучении и работе с межнациональной темой.

Проект реализует Самарское отделение Гильдии межэтнической журналистики совместно с АНО «Центр социального и межкультурного партнерства «Содружество». 26 января в Пестравском районе вместе с кураторами работала группа студентов — журналистов Самарского социально-педагогического университета. Цель приезда — съемка серии видеоматериалов о национально-культурном своеобразии народов Самарского края. В свой приезд съемочная группа посетила Тепловский сельский Дом культуры, где их радушно встретили руководитель управления культуры, молодежной политики и спорта Т.А. Казанцева, художественный руководитель СДК Г.В. Моисеева, которые проводили гостей в Музей, где располагались экспонаты от старины до нашего времени. Учитель истории О.М. Коновалова рассказала съемочной группе историю зарождения сельского поселения Мосты, в которое входят села Мосты, Ломовка и Тепловка. «Село Мосты образовалось в первой половине 18 века как раскольничье поселение Овсяной Гай, второй по значимости поселок после Пестравки. На землях этого села монахи организовали рыбный и солевой промысел. Среди первых переселенцев поселения Овсяной Гай и по сей день называются фамилии Граминых, Родиных, Чариковых, Царевых, Горбачевых, Фокиных, Корабельщиковых, Цыгановых, Гольцевых, Сидоровых, Судаковых. После того, как Овсяной Гай, расположенный на правом берегу реки Большой Иргиз, стал одним из самых оживленных мест этой степной стороны, через него проложили два торговых тракта: из Сызрани в Уральск и из Вольска в Оренбург. Овсяной Гай имел 148 дворов. В них проживало 455 человек мужчин и 483 человека женского пола. Так возникли переправы (мосты) через степные речки и заливаемые паводками овраги. Наличие двух больших мостов в построенных через реки Б. Иргиз и Теплая (Тепловка), сподвигло к переименованию села в Мосты. Проезжий люд, когда его спрашивали, где был, отвечал: «Да там, где много мостов…». Таким образом, на географической карте возникла точка — Мосты. В 1770-1780 годы, когда появились новые переселенцы из правобережья Поволжья, Саратовского края, из центральных губерний России, наступил черед обживать нынешнюю Тепловку. В ней имелось 76 дворов, 260 жителей. Коренными жителями села значатся: Косолаповы, Атиковы, Садчиковы, Назинкины, Филатовы, Моисеевы, Майоровы, Вечкутовы, Баядины, Чадаевы, Куликовы, Масленниковы, Нуйкины, Любаевы.
Ломовка, судя по предположениям краеведов, первоначально составляла с Тепловкой одно целое. В самостоятельный населенный пункт превратилась не ранее 1800 года. Первыми жителями села называют семью Наума Коновалова. Потомки этой семьи и ныне проживают здесь. В селе Ломовка было следующее сословие: крестьяне, работающие на стороне — 15 семей, духовенство — 2 семьи из 11 человек, купцов — 4 семьи, 3 торговых работника, 2 семьи мещан, 5 ремесленников, 2 семьи без определенных занятий». Особенно трогательная история прозвучала о нелегких 20-х годах. «В это время была сильнейшая засуха. Начались страшные голодные 1921-1922 годы. Ели кошек, собак, отмечалось даже людоедство. Нельзя без горечи читать строки о голоде, написанные нашим земляком Николаем Андреевичем Садчиковым: «В домашних закромах хоть шаром покати. Люди умирали от истощения. Голод косил людей, слабели, пухли и умирали почти в каждой семье по несколько человек. Давно умершая жительница села Тепловка Майорова Марья Ефимовна схоронила в голод 13 своих детей и мужа. Сама на санках, похожая на тень, свозила трупы на Тепловский курган, где на его вершине была огромная яма, куда сбрасывали трупы умерших». В 2009 году на вершине Тепловского кургана увековечена память погибших земляков в голодные годы, установлен крест. Ольга Михайловна интересно рассказала не только о зарождении этих сел, но и о том, почему эти села получили такие названия, какие промыслы были здесь развиты в первые годы освоения земель, о первых ремесленниках. Вот так незаметно гости переместились в другой кабинет, где расположилась «Глиняная сказка». Народная студия на базе Тепловского СДК существует с 2000 года. Ее создание связано с возрождением интереса к гончарному ремеслу, процветающему в селе Тепловка до середины ХХ века. В то время был жив младший из гончаров династии Филатовых — Алексей Дми
триевич, который передал технологию работы с глиной своей дочери. В 2003 году работники культуры Тепловского СДК разработали проект «Создание детской творческой студии «Глиняная сказка», а уже в 2006 году коллективу студии было присвоено звание «народный». Руководит «Глиняной сказкой» гончар в третьем поколении Валентина Алексеевна Федюнина. Юные мастера, создающие из глины настоящую сказку, участвуют в региональных и Всероссийских выставках-ярмарках и фестивалях: они представляли
Пестравский район на Всероссийском конкурсе «Жигулевская палитра», выставке-ярмарке ассоциации народных промыслов «Ладья» в Москве, Всероссийском фестивале «Современная рукотворная игрушка» в Кирове. Об этом рассказала руководителю Самарского отделения Гильдии межэтнической журналистики А. Фечиной руководитель студии, при этом дополнив свой рассказ показом глиняных игрушек, которые с особым вдохновением раскрашивали ребята. Закончилось мероприятие на пестравской земле и путь гостей продолжился в соседний Большеглушицкий район, где также много интересного и увлекательного этнического материала.
И. АНАТОЛЬЕВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *