Они пахали и сеяли, чтобы победить

80 лет отделяют нас от огненных событий Великой Отечественной, от той Великой Победы, что была выкована не только на фронте, но и в тылу. Куйбышевская область, ставшая запасной столицей промышленности, также взвалила на свои плечи непосильный труд обеспечения фронта продовольствием. Среди тех, кто ковал Победу в тылу, были и труженики Пестравского маслосырзавода.

С первых дней войны завод перешел на военные рельсы. Приказ № 208 от 24 июня 1941 года предписывал «максимально развернуть производство казеина, используя всякий солнечный час дня для сушки». Каждый грамм произведенного продукта был вкладом в общее дело, каплей в море всенародного подвига.

Но не только работой в тылу жители Пестравского района приближали Победу. Многие сотрудники завода сражались на фронте, защищая Родину от врага. Василий Прокофьевич Першин, заведующий Ломовским сепараторным пунктом, был одним из первых, кого призвали в ряды Красной Армии. Владимир Яковлевич Васильченко, двадцатилетний юноша в начале войны, прошел путь от Жмеринки до Австрии, командуя отделением связи 375-го зенитного артиллерийского дивизиона. Вернувшись с фронта, он посвятил свою жизнь родному селу, возглавляя «СельПО», а затем, почти 20 лет, руководил Пестравским маслосырзаводом (1965-1984 г.г.).

Память о каждом фронтовике свято хранится на заводе. Слесарь Василий Павлович Кадацкий, кочегар Василий Иванович Пондин, сыродел Алексей Иванович Афанасьев, Николай Трофимович Каюров, водитель Павел Алексеевич Пименов… Именно с именем Павла Пименова связана одна из достопримечательностей современной Пестравки – монумент-памятник молоковозу ГАЗ-63, первым водителем которого он и был. Этот монумент – живое воплощение памяти о человеке-фронтовике, труженике, прошедшем дорогами войны, в том числе по проваливающемуся льду Ладожского озера под блокадным Ленинградом.