И тыл был фронтом
Труженики тыла. Всего два слова, но нам даже трудно представить, сколько горя, лишений, выпало на детство и юность того поколения.
Валентина Георгиевна родилась в 1927 году. В семье было трое детей, она — средняя. Мама умерла при родах самой младшей доченьки Любы. И вот так в одночасье многодетный отец Георгий Васильевич остался один с малолетними детьми. Но как говорят, беда не приходит одна. Он трудился бухгалтером в магазине, и когда была выявлена большая растрата, которую совершил директор, то привлекли к ответственности и его. В 1937 году, после оглашения приговора, отца посадили в тюрьму, а детей отправили в детский дом.

В настоящее время В.Г. ОБРАЗЦОВА проживает в селе Идакра. Ей 98 лет, и хоть выглядит она вполне хорошо для своего почтенного возраста, но вот слуха, к сожалению, практически, нет. Нам пришлось больше общаться с ее дочерью Татьяной, которая из рассказов мамы многое знала о ее жизни. В детском доме все жили одной большой дружной семьей. Старшие всегда присматривали за малышами, помогали воспитателям по хозяйству, за что заслуженно получали какие-нибудь сладости.
«Мама рассказывала, как и всем ребятам того возраста, им хотелось ходить в кино, вот только воспитанникам не разрешалось покидать территорию детдома, да и работникам клуба не нужны были неприятности по этому поводу, – говорит дочь труженицы тыла. – Нередко в самый разгар кинофильма неожиданно включали свет и выводили ребят из зала. Как они отличали детдомовцев от домашних детей? По шапкам. Они всегда ходили в шапках. Но вскоре, поняв в чем дело, воспитанники учреждения стали хитрить, они у друзей брали платки, разрезали их на косынки и повязывали свои головы, а после сеанса вновь возвращали их владельцам, которые в свою очередь, вооружившись иголкой с нитками, кривыми стежками соединяли две половинки, чтобы не получить нагоняя от родителей».
В первые дни начала войны неожиданно в детский дом к Валентине пришел отец, прижав к себе худенькое тельце девчонки, он тихо сказал: «Я ухожу на фронт. Даст Бог, еще встретимся, ты только береги себя». Как оказалось, это была их последняя встреча. Чуть позже пришло извещение, что он пропал без вести. Нелегко приходилось в военные годы всем, в том числе и воспитанникам детских домов. Они трудились наравне со взрослыми. Собеседница со слезами на глазах вспоминала, как они на Волге разгружали баржи с лесом, как рыли окопы, таскали тяжеленные мешки с песком. Но никто не жаловался на тяготы, все понимали, что своим, даже детским трудом, они приближают долгожданную Победу. К тяжелому труду еще добавлялось постоянное чувство голода. Есть хотелось всегда и поэтому нередко ребята, взяв свой тоненький серый кусочек хлеба, шли на базар и меняли его на семечки. Им казалось, что они намного сытнее и хватает их надолго. После окончания школы Валентина поступила в железнодорожное училище, но работать по специальности не стала, она до 1954 года трудоустроилась швеей-мотористкой на швейной фабрике имени Клары Цеткин.
Призыв Правительства страны «Молодежь – на освоение целинных земель!» не оставил равнодушной В.Г. Образцову, в Саратовской области она была в числе первых целинников. Быстро освоив устройство трактора, она села за рычаги его управления. Сегодня в ее шкатулке бережно хранятся две заветные медали «За освоение целинных земель». «Жизнь стала налаживаться потихоньку, – продолжила разговор Валентина Георгиевна. – Отработав смену, мы сидели у костра, пели песни под гитару, ходили в местный клуб на танцы. Сначала жили в палатках, затем для нас были построены небольшие деревянные бараки. Вот так я и осталась в Саратовской области, трудилась в совхозе «Труд» на разных работах».
Воспитывая троих детей, ей нередко приходилось работать от зари до зари. С утра – учетчицей на стрижке овец, затем спешила на ток, а поздно вечером мыла пол в мастерской. Она до сих пор помнит, как им, молодым женщинам, приходилось выполнять тяжелую работу на току. Тогда не было автоматических погрузчиков, все делали вручную. Вместе с напарницей на носилках они по 100 килограммов зерна носили на высоту более 5 метров, чтобы загрузить его на очистку. Таким образом, в день им приходилось переносить 20 тонн груза. К вечеру, уже не слушались руки от тяжести, да и ноги подгибались от усталости. Но она всегда была в хорошем настроении, никогда не повышала голос на детей, старалась быть для них надежной опорой и примером жизнелюбия.
Сейчас Валентина Георгиевна каждый день с интересом смотрит телевизор, следит за новостями не только нашей страны, но и мира, четко владеет всей ситуацией происходящего. Поэтому мне не показалось странным ее увлечение – разгадывать кроссворды. Она делает это быстро, четко и правильно. Еще раз хочу заметить, что моей собеседнице 98 лет!
За чашкой чая мы пообещали обязательно встретиться еще раз, но уже на ее 100-летнем юбилее и пожелали доброго здоровья!
И. ЩЕНЁВА.