Традиции и даты празднования

– Можно узнать информацию о Спасах и когда их празднует православная церковь?

Медовый Спас — первый из трех, иногда его так и называют — первый Спас. Следом идут Яблочный Спас (19-го августа) и Ореховый (29-го августа). В этот день принято чествовать пчеловодов и их труд. Считалось, что в день Медового Спаса пасечники должны обязательно собрать весь мед, иначе его унесут пчелы с других пасек. Пчеловоды всегда выбирали улей с самым богатым урожаем, вынимали из него соты и несли их в церковь на освящение. Часть освященного меда пасечник оставлял себе, часть — в качестве подношения священникам. Медом было принято делиться с нищими, поздравлявшими пчеловодов, а также с ребятишками, которые в этот день приходили на пасеки. Медовый Спас называют еще Мокрым Спасом, или Спасом на воде. В церковном календаре 14 августа и вовсе значится Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня. Согласно легенде, в древние времена в городе Константинополе (ныне Стамбул) разразилась страшная эпидемия. Ни врачи, ни знахари не знали, как ее победить. Тогда местные священники вынесли из храма Святой Софии частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, и освятили ею местные водоемы. Говорят, что после этого болезнь исчезла и больше никогда не возвращалась. А у людей возник культ воды. Славяне верили, что если в этот день окунуться в водоем – будут прощены все грехи. В этот день также было принято святить новые колодцы и очищать старые, купаться самим и купать скот. А вот после Мокрого Спаса в реки и озера уже никто не окунался: вода зацветала, а лето заканчивалось. Наступала пора сбора урожая, сенокоса и жатвы.

Яблочный Спас является центральным из трех Спасов православного календаря. Под таким названием в народе именуют праздник Преображения Господнего, который отмечается 19 августа. Именно в это время начинается уборка урожая яблок, которые приносятся верующими в церковь и освящаются. Приход этого праздника символизирует прощание с летом и встречу осени, главная задача которой заключается в сборе хорошего урожая. Яблочный Спас попадает на Успенский пост, который завершится 28 августа. В этот день церковь советует готовить блюда с яблоками и другими плодами, освященными в церкви. По народным поверьям до Великого Спаса нельзя яблоки есть и снимать с дерева. В настоящее время это подтверждается исследованиями, в результате которых было доказано, что яблоки к этому времени набирают максимум сока и полезных веществ и смогут долго храниться. Первые плоды снимались для пробы именно в этот день и обязательно освящались в церкви. В этот день издавна было принято угощать всех плодами со своих угодий. Для этого у ворот дома выставлялись корзины с собранными фруктами, тех, кто не выставлял угощений, считали жадными людьми и старались сторониться их домов. Народ верил, что яблоко, съеденное в этот праздник, обязательно подарит много сил и исполнит самое заветное желание. Принято было не только есть яблоки, но и готовить из них варенья, компоты и пироги.

Третий Спас – Ореховый, он отмечается каждый год 29 августа. Наши предки в этот день пекли хлеб, собирали поспевшие орехи и торговали на ярмарках льняным полотном. В народе говорили: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают». Ореховый Спас – самое народное название этого праздника. Считалось, что именно в этот день орехи дозревают и можно начинать их сбор. Урожай несли в церковь, освящали и делали из него заготовки на зиму. Также третий Спас часто называют Хлебным – в этот день принято было выпекать хлеб из нового урожая. По приметам, в одно лето не могло быть одинаково богатого урожая орехов и пшеницы, поэтому если в этот год хорошо уродилась пшеница, то на следующий готовьтесь собирать орехи в немыслимых количествах. Еще одно название – Холщовый Спас. Возникло оно потому, что в этот день крестьяне разворачивали ярмарки, на которых продавали полотна и холсты, овощи и фрукты. Уйти с такого рынка с пустыми руками считалось плохой приметой, поэтому каждый гость ярмарки обязательно что-нибудь, да покупал. Праздновали Ореховый Спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода. И люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах. В первую очередь, с полей убирали рожь и пшеницу. А хозяйки ткали полотна, чтобы обеспечить свои семьи одеждой. В обед шли в церковь, чтобы освятить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида. К вечеру крестьяне, как и в Медовый Спас, чистили целебные подземные источники, чистили колодцы – готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги. Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который, как верили, защищал их от болезней и сглаза.