Не хлебом единым

Ярмарка привлекала людей не только оформлением и насыщенностью товарами. Из Самары приезжали около 10 шарманщиков, которые развлекали людей не только музыкой, но и затейными играми.

Через Большую Глушицу, Мосты, Пестравку и Марьевку шла купеческая дорога на Москву. Некоторые крестьяне объявляли свои
дворы и избы под постоялые и на воротах вывешивали снопик соломы, который означал, что этот двор представляет место для
ночлега приезжим людям.
В Самарской губернии славились Пестравские ярмарки. Их проводили на выгоне вблизи целой дюжины ветряных мельниц и
нескольких рядов амбаров, стоящих на линии ангаров бывшей ремонтной мастерской колхоза «Серп и молот» и элеватора хлебоприемного предприятия. Здесь выстраивались временные палаточные лавки купцов: Башенина, Кузнецова, Прокофьева, Гвоздева и многих других, устанавливались аттракционы, качели, карусели. В 1870 году было привезено самарскими купцами «Чертово колесо».
Проводились конные скачки верхами, на линейках, тарантасах и других видах гужевого транспорта. Организовывались бычьи бои и прочие игры. Каждому селу и гостям из городов и других волостей и уездов отводилось отдельное место. Эти места были постоянными
и все знали, где можно встретиться с марьевцами, большеглушицкими или ивантеевскими жителями.
Часто на ярмарки в Пестравку, Марьевку, Ново-Сосновку приезжал
юный Алексей Толстой. В наших краях у его отца были наделы земли и небольшие усадьбы.
В период ярмарки всегда веяло праздником. Купцы в дни ярмарки получали миллионы выручки. В газете «Самарские губернские ведомости» в 1870 году сообщалось, «Марьевские, Падовские,
Ново-Сосновские и Пестравские ярмарки самые модные, самые интересные и самые богатые в Николаевском уезде».
Старики вспоминают, как проводились кулачные бои мужиков в период масленицы. Кулачные бои шли улица на улицу, село на село. Избранные старейшины определяли приемы боя и если допускались с какой-то стороны недозволенные удары, игра ими прекращалась. Обычно игры начинались перед обедом. Старейшины подбадривали одних, втравливали других и бои шли чуть ли не до самого вечера. Заканчивались они обычно миром у кабака, где каждый стремился угостить своего «противника».
(По страницам книги Ф. БАКАЙ «Зори пестравских
степей»).