В огне гражданской

Весной 1919 года осложнилась обстановка на Восточном фронте (войска Колчака подходили к Волге и угрожали городу Самаре). В Самарской губернии была объявлена мобилизация в Красную Армию.

В апреле в Пугачевском уезде формировался новый 221 полк Красной Звезды. В архивах имеется приказ № 11 по 221 полку Красной Звезды от 18 апреля, в котором сказано: «Вновь добровольцами в 221 полк Красной Звезды для защиты Советской власти прибыли из Пестравки Ржевский Павел, Филатов Кондратий, Мельников Иван, Парамонов Николай, Резниченко Сергей, Овчинников Григорий, Просвирин Николай – всего 35 человек.
Через несколько дней после их прибытия командование полка командировало в села уезда 19 человек наиболее подготовленных бойцов во главе с нашим земляком Григорием Алексеевичем Овчинниковым по вербовке добровольцев в полки. Он родом был из села Падовка, его деятельность в Красной Армии в архивных документах отмечена высоко.
В течение 5-6 дней в полк прибыло более 700 добровольцев для защиты молодой республики. Волисполкомы организовали в каждом селе роты ЧОН (часть особого назначения), они были предназначены для защиты населения своих сел от нападения врага.
9 мая 1919 года полк Красной Звезды сразу с длительного похода вступил в бой с колчаковскими казаками под селом Рахмановка. Бой был неравный и жестокий. В этом бою полк потерпел поражение. Колчаковцы имели свою особую тактику, незаметно по балкам приближаться к противнику и внезапно нападать. В этом сражении полк Красной Звезды потерял 430 бойцов. Не вернулись с рахмановского поля боя: Ржевский Павел, Белов Алексей, Мельников Павел, Резниченко Сергей, Овчинников Григорий, Борисов Афанасий и многие другие.
На помощь полку 221 Красной Звезды срочно прибыл рязанский коммунистический полк. Бои приближались к реке Большой Иргиз близ села Каменка, Пузаниха и вскоре бои разгорелись на территории сел Большой Глушицы и Украинки. Наши части не сдерживали врага. Хорошо вооруженные колчаковские отряды сметали наспех мобилизованные части Красной Армии.
16 июля 1918 года в д. Смолинка узнали, что колчаковцы собираются на днях грабить Телешовку и Кирсановку. Телешовское и Кирсановское население было предупреждено. В Кирсановке председатель волисполкома Семен Казаков собрал отряд, но оружия было мало. Пытались дать залп по казакам из обрезов и наганов, им был поражен один офицер.
По рассказу Марии Дмитриевны Сычевой (ей было в ту пору 16 лет) – раненый офицер бесновался, велел казакам собрать всех жителей села. Председателя сельсовета Г.П. Теряева хотели сбросить с церкви, но люди отстояли. Мотю Сычеву пороли кнутами и плетьми. Двух глушицких парней, предупредивших о нападении кирсановцев и двух коммунистов – Семена Петровича Казакова и Никона Ивановича Бирюкова, повели к пруду на расстрел. В след за ними под дулами карабинов погнали все село смотреть на процедуру расстрела. Офицер, отправив обоз с награбленными продуктами в Глушицу, долго лютовал меж жителями села на плотине, обзывал каждого всякой бранью, а нередко прикладывал кулак. Израсходовав запас брани и отбив о жителей руки, он приказал расстрелять, как он выразился, «краснопузую сволочь». Грянули выстрелы.
К вечеру жители Кирсановки похоронили жертв белогвардейщины. На место расстрела поставили крест, а позже здесь был установлен обелиск.
(По страницам книги Ф. БАКАЙ
«Зори пестравских степей»).