День святых Петра и Февронии

Дорогие братья и сестры поздравляю вас с семейным праздником Днем святых князя Петра и княгини Февронии – покровителей семейного счастья.
В нашей жизни происходит много важных событий в том числе и вступление в брак.


НЕ СОТВОРИ СЕБЕ
КУМИРА

Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь,
помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них
Христос». Уместно привести здесь и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять».
Однако семейная жизнь
приносит не только радости, но и неизбежные трудности: это и внутренние проблемы (отношения в семье) и внешние (обеспечение семьи). Но переносить эти тяготы мы должны как добровольно
избранную долю. В житейской суете и заботе о семье не забыть о Боге. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И
тогда это болезнь души и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира».
САМАЯ ВЫСОКАЯ
ЛЮБОВЬ – К БОГУ

В свою очередь святитель Лука Крымский говорил о браке как о своего рода школе любви: «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к
родителям… Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и
самая святая – любовь к Богу. Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам
в целях обучения любви.
Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью»; «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил
Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя…
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да
боится своего мужа».
ТАЙНА БРАКА
Достойно внимания то, как толкует эти слова святитель Лука Крымский: «Как возвеличивает апостол Павел брачный союз!
Может ли быть более высокое уподобление брака, чем уподобление его союзу Христа и Церкви? Это вознесение на недосягаемую высоту святости брачных уз между мужчиной и женщиной…
Тела мужчины и женщины взаимно дополняют друг друга, и через это происходит зарождение нового человека в мир. Но не плотская любовь должна быть целью брака. В нем мы должны научиться
высшей любви: свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами
с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви. А жена… при общении с мужем должна восполнить
свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?».
СВЯТЕЙШАЯ
ОБЯЗАННОСТЬ

В семейной жизни у каждого супруга есть свои обязанности, об этом говорить святитель Иоанн Златоуст: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного».
К сожалению, с прошлого века все поменялось, предлагается иная модель семейных отношений чем у апостола. Здесь снова можно привести слова святителя Луки Крымского: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены». Это значит, что жена должна быть в любовном, тихом, свободном
подчинении мужу. Когда мы говорим о подчинении, тотчас люди гордые, и в особенности гордые женщины, воспламеняются негодованием. Они не хотят слышать даже о повиновении в любви, требуют полного равенства между мужем и женой…
Но у женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организаций, есть великое назначение, которого нет
у мужчины, – деторождение и, следовательно, воспитание детей. Нельзя родить дитя и бросить его. На родителях и, прежде всего, на матери лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать
ему воспитание. Все великое, вечное, святое всегда должно ставиться во главу угла. Поэтому необходимо, чтобы в жизни женщины эта важнейшая задача занимала первое место…
К сожалению, в результате установления полного равенства женщин с мужчинами во всех областях физического и умственного труда, воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии…
Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец, и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности
заниматься детьми? В огромном большинстве случаев – никто… А такая семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не
может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Неблагополучно в семье, если женщина берет на себя роль мужчины,
отказываясь от тех святых семейных обязанностей, к которым предназначил ее Сам Бог».
НАСЛЕДИЕ ОТ ГОСПОДА
Отношения в семье строится не только между мужем и женой но и между родителями и детьми. Об этом нам говорит святитель Иоанн Златоуст: «Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый
Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ воскресения».
Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева». Какая мать могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына?.. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия, то и другое есть
Божие дело, Божий дар. Но этот дар налагает серьезную ответственность на родителей, о чем хорошо говорит святитель
Иоанн Златоуст: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе
воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели,
это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду за их воспитание». Напротив, как свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов: «Если родители не оказывают должного попечения
о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их». «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша
жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей».
Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах.

В наше время много тревог и волнений, которые не дают спокойно проживать жизнь, но не стоит опускать руки, а следует бороться и уповать на Господа Бога во всем, в том числе и в семейной жизни. Любить ближних своих жертвенной любовью.
Протоиерей,
АЛЕКСИЙ
ГУСЕЛЬЩИКОВ.