Правда крепнет в борьбе

– Придется с нашим же и возвращаться, – решил Блюхер. – Время в обрез. На наше счастье начальник эшелона, как я заметил, за воротник льет безмерно. Иван Автономович, насколько я помню по многочисленным легендам товарищей о Вас, у Вас был уже случай приведения человека в конфуз при исполнении своих обязанностей, – заразительно захохотал Блюхер. – Кажется, это было с пестравским попом?

– Ладно уж Вам, – смеясь отмахнулся Крайнюков, – то материалистический спор был. Поп настаивал, что душа с телом расстается только после смерти. Когда же утром батюшка обнаружил свое тело за алтарем в младенческой купели, он возроптал и признался, что оказался там не по воле своей души.

– Как бы там ни было, а слабость начальника состава надо использовать, – посерьезнев, сказал Блюхер.

Начальник эшелона уже неделю был в загуле. Он с трудом перенес днем навалившиеся дела по формированию состава, и появившегося перед ним веселого и услужливого земляка воспринял, как дар небесный.

К полночи он, растроганный и распаренный от переполнявших его чувств, предпринял очередную попытку, как он говорил, «почеломкаться» с Крайнюковым.

– Архиерей!.. Сущий Архиерей! С таким голосом и толкачом работать?! Да брось ты о своих бочках, – замахал руками он. – Хочешь, я их в первый класс вагона устрою. В дипломатическое купе. Все. Все… решено! Что я не понимаю, что это масло оборонное значение для Трубочного имеет. Я же не враг своему Отечеству. Слушай, земляк, спой еще!..

Утром замаскированное оружие было погружено в вагоны.

В Самаре полным ходом шла подготовка к вооруженному восстанию. И вот утром 25 октября (7 ноября) по прямому проводу из Москвы было получено сообщение: «В Петрограде сегодня ночью военно-революционный комитет занял вокзалы, Государственный банк, телеграф и почту. Теперь занимает Зимний дворец. Правительство будет низложено. Сегодня в 5 часов открывается съезд Советов».

Президиум Самарского Совета рабочих и солдатских депутатов дал указание отрядам Красной Гвардии немедленно занять почту, телефонную станцию и направил туда комиссаров.

Крайнюков с рабочими отрядами принимал участие в разоружении охраны Трубочного завода и казачьей части, расквартированной на его территории.

26 октября открылось экстренное заседание Самарских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Скопление народа было настолько велико, что собрание пришлось перенести из театра «Триумф» в «Олимп» (ныне филармония).

В президиум были избраны большевики. В.В. Куйбышев сообщил о победе пролетарской революции в Петрограде, о переходе власти в руки Совета народных комиссаров во главе с В.И. Лениным. Это сообщение вызвало бурю восторга.

XXI.

Порывистый мартовский ветер был по-весеннему тревожен и промозгл. Вести со всех концов взбудораженной революцией страны поступали неутешительные. После подписания 15 марта 1918 года мирного договора с Германией нападки против партии, против В.И. Ленина со стороны Троцкого, левых эсеров и «левых» коммунистов усилились.

«В Самаре обстановка была весьма напряженной. Правые эсеры спровоцировали выступление солдат саперного полка и отдельных частей артбригады против Красной Гвардии. Артиллеристы открыли огонь по Трубочному заводу, саперы развернутым строем перешли в атаку, обезоружили один из отрядов Красной Гвардии.

Ю. ПАВЛОВ. (Продолжение следует).